КОМИЧНЫЙ
И НЕСОВЕРШЕННЫЙ МИР
Рецензия на спектакль Григория Добрыгина «YouTube / В полиции»
17 ноября, в день закрытия «BRUSFESTа», был показан спектакль Григория Добрыгина «YouTube/В полиции». Постановка в жанре found drama, основанная на найденных на YouTube роликах, с 2016 года игралась на Малой сцене театра «Практика», но в прошлом сезоне была снята с репертуара. Специально для показа на фестивале имени Дмитрия Брусникина авторы восстановили спектакль.
Постановка Григория Добрыгина «YouTube/В полиции» нацелена на отражение на театральной сцене реального мира с его несовершенством и комизмом. Спектакль вырос из работы студентов режиссерского факультета ГИТИСа, учившихся в мастерской Олега Кудряшова. Артистам нужно было подобрать ролики, в которых люди застигнуты врасплох и раскрывают своё истинное лицо, демонстрируют индивидуальность. Студенты должны были уловить особенности персонажей каждого ролика и суметь передать их зрителю.

Спектакль приковывает внимание публики своей естественностью. По задумке режиссёра у зрителя создаётся впечатление, что действие происходит не на сцене, а буквально на экранах электронных носителей. Перед началом показа Григорий Добрыгин предупредил об использовании ненормативной лексики в репликах героев: «Из YouTubа слова не выкинешь». Было сложно представить, каким образом ругательства смогут придать спектаклю шарма, но возникает именно такой эффект. Доскональное воспроизведение артистами реплик с видео сильнее приближает героев к зрителям, позволяет добиться сопереживания и симпатии. В то же время невысокий интеллектуальный уровень персонажей — полицейских, «преступников» и «пострадавших» — в спектакле также показан с помощью постоянного использования героями нецензурной лексики. Так перед зрителем раскрывается неприглядная сторона человеческой натуры.

Артисты тщательно проработали особенности речевых портретов персонажей и мастерски воплощают их на сцене. Речам персонажей присущ особый колорит, в них различаются особенности национального или регионального говора и передаётся жаргон, характерный для некоторых социальных групп. Например, очень точно передан русский акцент героев в эпизоде «Экзамен по английскому», узнаваема национальная принадлежность персонажа в отрывке «Шпион» и слышен солдафонский язык бывшего «служаки» Николая Ивановича.

На протяжении спектакля актёры периодически обращаются к залу. В сцене «Обед» полицейский как бы отвергает претензии публики к полиции. А исполнитель эпизода «Как бороться с гопниками» по отдельности показывает боевые приемы каждой из частей зала.

Некоторое время назад на YouTube были очень популярны ролики с участием аниматоров в разных костюмах. В спектакле появляется герой, отсылающий к этим видео, — персонаж в образе человека-паука. Он становится действующим лицом сразу нескольких эпизодов, сменяя задачи и амплуа. Впервые актёр появляется в образе аниматора в сцене «Пастух», затем предстаёт героем и спасителем всего мира в «Сцене, не вошедшей в спектакль». Он спорит с женщиной-полицейским о том, кто из них каждый день занимается спасением мира. Из-за своей неуместности отсылки к фильму о Человеке-пауке выглядят очень комично, и наигранный пафос заставляет публику смеяться.

Финальная сцена поставлена на основе видео «Уничтожение санкционных гусей из Венгрии в Татарстане», ключевым моментом которого становится уничтожение трактором трёх замороженных тушек гусей под торжественную мелодию гимна России. В самой сценке актёры выносят патологоанатомический мешок, слегка колышущийся от кондиционера, что создаёт впечатление ожившего тела.

«YouTube/ В полиции» заставляет зрителей улыбнуться, особенно если они хоть немного знакомы с современными шутками.

Автор: Анна Кулакова
Фото: Театр Практика
Made on
Tilda