В ЭТОТ МОМЕНТ
АДРЕСАТ — ВЫ
Рецензия на спектакль Семёна Александровского «Время, которое»
Аудио-постановка Семёна Александровского «Время, которое» посвящена Дмитрию Владимировичу Брусникину, исполнившему в ней свою последнюю роль. В основе спектакля лежит реальная история работниц библиотеки СТД, которые, рискуя жизнью, спрятали и сохранили архив с информацией о репрессированном Мейерхольде.
Когда заходите в тёплое помещение библиотеки Союза театральных деятелей, вы не встретите строгих билетёров и охрану, проверяющую сумки. Только приветливо улыбающаяся администратор со словами: «Добро пожаловать на спектакль. Пожалуйста, следуйте инструкции», — выпишет на ваше имя временный читательский билет.

Скрип половиц сопровождает слушателя в Читальный зал, где начинается спектакль, в котором вы становитесь участником, свидетелем и отчасти автором истории. В эту историю режиссёр Семён Александровский и драматург Ася Волошина погружают вас с порога. Войдя, нужно действовать по инструкции: еле слышно, чтобы не беспокоить посетителей библиотеки, пройти к шкафу с множеством маленьких ящиков, чтобы в алфавитном каталоге среди десятков имен и названий найти карточку спектакля. Эти простые действия, совершённые в рамках спектакля, наполняются особенным смыслом. Появляется ощущение, словно вам доверили исследовать уникальную историю, и вы вот-вот узнаете тайну, бережно хранимую библиотечными полками, пыльными страницами и сухими книжными корешками. Когда выполните предписания, у вас в руках окажется толстая папка с наушниками и плеером внутри. Занимаете место за столом, жмёте на «play» — и история начинается.

Звучит голос Алены Старостиной. Он из настоящего. Вита, главная героиня, рассказывает о своей семье, о прабабушке Миле, за дневником которой пришла в библиотеку, где та работала много лет назад. В этой самой библиотеке сейчас сидите вы. Это место становится порталом сквозь время, коридором в веренице событий. Само время на протяжении спектакля будет искажаться, соединять пунктиром прошлое и настоящее. Наушники будут казаться пультом управления, способным перенести слушателя то в недавние события, то на десятки лет назад. Голос в них постоянно напоминает: «Адресат — Вы», отчего складывается ощущение, что все 75 минут постановки записаны лично для вас.

Наш с Витой разговор идёт в форме одностороннего диалога: она делится своими переживаниями и сомнениями, но исследуем библиотеку мы вместе с ней. В гардеробе, где сейчас никого нет, перед глазами возникает образ её прабабушки, а за одним из столов — фигура сидящей Виты. Эти проекции, созданные сознанием в ответ на голос из плеера, удивительным образом накладываются на маленькие бытовые сцены, происходящие перед глазами. Обычные посетители, библиотекари и ремонтники, увиденные в момент спектакля, становятся полноправными участниками действия — наравне со слушателем и героями истории.

Гениальность этого спектакля в том, что основная его часть происходит у вас в голове. Именно вы, закрывая глаза, визуализируете мизансцену встречи юной Милы со студентами, обсуждающими «предателя и шпиона» Мейерхольда; вы мысленно сопровождаете Виту и встреченного ею посетителя библиотеки в их прогулке по Страстному бульвару; вы можете представить, как выглядит читаемый героиней дневник с коричневой кожаной обложкой. Хотя вы слышите лишь голоса, они порождают силуэты, гуляющие вдоль книжных рядов, подходящие с разных сторон и шепчущие то в правое, то в левое ухо. Работа звукорежиссёра безупречна: шумы, интонирование, звуки приближающихся шагов проводят черту, качественно отделяющую «Время, которое» от формата аудиокниги.

Спектакль Семёна Александровского рассказывает о времени, неизвестности и травмах. История попавшей под репрессии женщины и жизнь молодой девушки-фотографа, старающейся докопаться до правды, разворачиваются в параллельных исторических плоскостях. Это семейная история, но она же общественная, касающаяся всех. Режиссёр проводит мысль от частной жизни к личному переживанию каждого. Жизненные перипетии, раскрывающиеся по мере развития сюжета осмысляются слушателем с точки зрения застывшего времени, другой реальности. Мила писала дневник, её внучка фиксирует происходящее на камеру. В какой-то момент слушатель видит эти зафиксированные моменты на страницах огромного фотоальбома, принесённого библиотекаршей. Если, не торопясь, перелистывать страницы, то текст в наушниках станет подстраиваться под ваш ритм. И снимок за снимком будут восстанавливаться события того дня, из которого доносится голос главной героини.

Финал у спектакля открытый. Когда бегунок на дисплее доходит до конца, хочется некоторое время посидеть и послушать тишину. Передавая папку с наушниками сотруднику, слушатель становится таким же хранителем семейной истории, как и библиотека СТД, которая сберегла архив Мейерхольда восемьдесят лет назад.

Автор: Александра Чураева
Фото: vk.com/vremyakotoroe
Made on
Tilda