ТЕКСТ, РАЗДЕТЫЙ ИЗНУТРИ
Интервью со Светланой Ивановой-Сергеевой, режиссером спектакля
«Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах»
Светлана Иванова-Сергеева не только известная
и талантливая актриса, но и успешный театральный режиссер. Одной из её первых работ стал созданный
в 2010 году спектакль «Человек.doc. Олег Кулик. Игра
на барабанах». В интервью Медиацентру фестиваля «BRUSFEST» режиссер рассказала о рождении и жизни этого спектакля.
Как возникла идея постановки «Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах»?

Идея проекта «Человек.doc» принадлежала Эдуарду Боякову. В нём помимо моноспектакля «Игра на барабанах» были другие. Всего мы задумали десять спектаклей, которые ставили десять режиссеров о десяти реальных людях. Планировалось, что герои сами будут участниками спектаклей. В итоге, я поставила две работы: «Олег Кулик. Игра на барабанах» и спектакль с Брониславом Виногродским, где сам Бронислав рассказывал о том, чем он живет и горит, о своей творческой судьбе. А в постановке про Кулика принимал участие актер. Текст получился настолько откровенным и интимным, что Олег дал интервью, а играть не стал.

Как создавался этот спектакль?

Мы использовали технику вербатим, когда автор-драматург берет у героя интервью и адаптирует его. С нами был талантливейший драматург Женя Казачков, у которого на тот момент вышло уже много текстов в этой технике. Он взял развернутое интервью у Олега и потом пытался понять, в какую сторону двигать сюжет. Когда берешь длинное интервью у интересного человека, всегда непросто понять, про что оно, какая у него тема. В итоге Женя увидел, что там вырисовывается рефлексия и откровенная история осознания человеком самого себя в определенный момент времени, фиксация своего внутреннего изменения. Когда я прочитала этот текст, он мне показался невероятно интересным с человеческой точки зрения. После этого пошла работа с актером Антоном Кукушкиным.

Получается, перед Антоном Кукушкиным стояла задача показать переосмысление человеком самого себя?

Я думаю, да. С одной стороны, мы пытались найти позицию, где это не было бы копированием героя. С другой, нам нужно было ухватить определенный человеческий характер Олега Кулика – яркий, интересный и мощный.

Расскажите о сотрудничестве с Эдуардом Бояковым. Какие задачи лежали на Вас, а какие на нем?

На установочной встрече Эдуард сказал, как в целом он видит спектакль. Он выполнял роль старшего напутствующего товарища, а репетиции с актером были моей задачей, поэтому основная работа велась мной и Антоном. Первый показ нашего спектакля прошёл в Перми на фестивале «Территория». Помню, что на этом фестивале я была задействована ещё и как актриса, и мои репетиции шли параллельно с репетициями Антона. Тогда какой-то цикл прогонов провёл Эдик, он дал Антону ключевые напутствующие замечания перед показом. Спектакль был очень хорошо принят, нашёл отклик у зрителей, и это нас очень воодушевило. Поэтому на показе в Москве мы уже предполагали, что постановка будет хорошо встречена и интересна публике.

Как вы считаете, почему из десяти монологов проекта «Человек.doc.» именно моноспектакль
«Игра на барабанах» набрал большую популярность,
а другие остались в тени?


В нашем спектакле сошлось сразу несколько важных компонентов. Текст состоялся благодаря откровенности Олега, его желанию внутреннего обнажения. Человеку сложно пускать себя в интимную зону, связанную с чувствами, с историями любви и взаимоотношений с близкими людьми. А Олег пустил, и речь в спектакле идет о его личных взаимоотношениях, о внутренней жизни. Это представлено в хорошем смысле откровенно. Конечно же, спектакль состоялся и благодаря Жене Казачкову, который грамотно и талантливо сделал самодостаточный текст. Наконец, он сложился благодаря творческому запалу и харизме Антона Кукушкина, талантливого актера, который тонко почувствовал тему и горел этим спектаклем.
Что касается других моноспектаклей, в которых участвовали живые герои, то с ними было сложно, потому что через какое-то время исполнителям становилось неинтересно. Наверно, дело в том, что они не актеры и у них нет актерских амбиций.


На какого зрителя ориентирован ваш спектакль?

На человека, который ищет сам себя. Я слышу много хороших отзывов и мне приятно, когда зрители говорят, что этот спектакль их перевернул. После таких отзывов я понимаю, что передо мной люди рефлексирующие, находящиеся в поисках смысла.

Как на вас повлияла работа над этим спектаклем?

Это был один из моих первых режиссерских опытов, и мне было непросто. Я сама себя проверяла с профессиональной точки зрения, как я могу работать с актером. Вот пришла я, блондинка, и передо мной сидит огромный Антон Кукушкин. Мужчина. Почему он должен меня слушать? (смеётся) Но мы с ним нашли общий язык. Он доверял мне как режиссеру, а я была полна невероятной верой в него и в то, что у нас все получится.

«Игра на барабанах» относится к документальному театру. Что для вас является главным в этом типе театра? Какую основную задачу он должен выполнять?


Очень сложно говорить в таких формулировках, меня сразу тянет дать общий ответ. Например, что он несет просветительскую задачу. Но не хочется говорить высокопарные слова. Документальный театр – это отдельный формат, живое слово нашего современника. Не важно кто это будет: продавец в магазине, великий художник, школьник, студент, бомж… Это живое слово. Все лучшие спектакли для меня были именно встречами с документальном театром.

Как ваш режиссерский опыт отражается
на актерской игре?


Ужасно (смеётся). Как говорится, не суй свой нос в чужой вопрос. Это такое искушение, когда знаешь, как бывает по ту сторону баррикад! Сначала я всегда была режиссеру верным и преданным псом, а с тех пор, как начала сама что-то пробовать в режиссуре, то вдруг стала ловить себя на том, что думаю: «По-моему, здесь он не туда заходит». Этим многие актеры грешат, но, мне кажется, до занятия режиссурой у меня такого не было. С другой стороны, я поняла, насколько это ответственная профессия и как важно поддерживать режиссера и доверять ему. Ведь самое главное –доверие между актером и режиссером! Это как в человеческих отношениях: как только чувствуешь, что тебе доверяют, можешь сделать что-то классное. Также и с актером: когда он чувствует, что режиссер его любит и ему доверяет, он может добиться феноменальных вещей.
Автор: Элина Рыжкова
Фото: kino-teatr.ru
Made on
Tilda