НУЖНЫ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
блиц-интервью с актёром и педагогом сергеем сотниковым
сергей сотников
фото: диана баканова
Актёр московского театра «Сатирикон» и педагог Школы-студии МХАТ Сергей Сотников провёл на фестивале-конференции Брусфеста «Актёрское образование. Апгрейд. Педагоги — педагогам» практический тренинг по сценической речи. После занятия он побеседовал с Медиацентром о методе работе со студентами и о междисциплинарности в современном образовании.
на чём вы фокусируетесь при работе со студентами?

Самый важный принцип в Школе-студии МХАТ — общение со студентами на равных. Мы отходим от школьной системы «учитель-ученик» и выстраиваем партнерские отношения на доверии и уважении друг к другу. Педагог отличается от студента только тем, что у него есть сформированный инструментарий — своеобразный фонарик, используемый, чтобы вместе со студентом пробираться через разнообразные тернии.

Если говорить именно о сценической речи, то невозможно считать её обособленным предметом. Это неотъемлемая часть формирования целого организма, даже не актёрского, а человеческого инструмента. Поэтому самое интересное происходит на стыке речи с другими дисциплинами — сценическим движением, танцем, дыханием.

какие сложности вы наблюдаете у современных студентов?

Основная проблема — у студентов уходит воображение. Безусловно, это частично компенсируется за счет огромного количества информации и визуализации. Но инструмент и навык воображения — основная сила артиста. Приходится его развивать, что непросто. При этом современные студенты невероятно свободные, коммуникативные, интеллигентные, начитанные, они легко доверяют нам и друг другу.

если говорить об освоении сценической речи, то каковы проблемные зоны в этой сфере?

Занятия по вокалу, речи и движению в курсе обучения идут отдельно. Поэтому у студентов зачастую возникает диссонанс: они не могут полученные знания и навыки в себе соединить. Чтобы проработать этот разлад в голове, педагогам важно установить договоренность. Потому сейчас фокус смещается на междисциплинарность. Кроме того, сегодня важно правильно мотивировать студентов. Они должны понимать, какой конкретный результат получат, если сделают так или по-другому. Как только они его увидят, то продолжат работать над собой.

какие особенности региональной театральной педагогики всплывали на тренингах?

Педагогика очень консервативна. С одной стороны, это хорошо: важно понимать, откуда мы идём, на чём стоим. Но в регионах с трудом приживаются новые тенденции. Педагогу сложно поменять свою систему координат: если он работал определённым способом 15 лет, и это имело результат, то почему вдруг необходимо искать новый метод? — Но люди меняются, приходят новые студенты, и надо «быть в теме». Медики повышают или подтверждают квалификацию каждые пять лет, а педагоги нет. Безусловно, у нас другая специфика, но важен принцип обновления системы.

Есть и другая особенность. Если в западной театральной школе учат технологиям, то в русской передаётся личный опыт. Но помимо субъективного опыта в театральном и педагогическом процессах есть глобальные изменения, за которыми важно следить, чтобы соотносить с ними свой метод и постоянно повышать уровень.

что можно сделать для улучшения коммуникации педагогов?

Нужно создавать площадки для живого педагогического общения, чтобы делиться опытом, наработками и технологиями. Это позволит людям, преподающим один предмет (например, сценическую речь), встретиться и понять, что мы находимся в одной связке и все вместе отвечаем за текущий педагогический процесс. Поэтому прошедшая на Брусфесте конференция очень важна, ведь благодаря ей знания растекаются по регионам, и там запускается развитие.


текст: екатерина авдеева
Made on
Tilda