на чём вы фокусируетесь при работе со студентами?
Самый важный принцип в Школе-студии МХАТ — общение со студентами на равных. Мы отходим от школьной системы «учитель-ученик» и выстраиваем партнерские отношения на доверии и уважении друг к другу. Педагог отличается от студента только тем, что у него есть сформированный инструментарий — своеобразный фонарик, используемый, чтобы вместе со студентом пробираться через разнообразные тернии.
Если говорить именно о сценической речи, то невозможно считать её обособленным предметом. Это неотъемлемая часть формирования целого организма, даже не актёрского, а человеческого инструмента. Поэтому самое интересное происходит на стыке речи с другими дисциплинами — сценическим движением, танцем, дыханием.
какие сложности вы наблюдаете у современных студентов?
Основная проблема — у студентов уходит воображение. Безусловно, это частично компенсируется за счет огромного количества информации и визуализации. Но инструмент и навык воображения — основная сила артиста. Приходится его развивать, что непросто. При этом современные студенты невероятно свободные, коммуникативные, интеллигентные, начитанные, они легко доверяют нам и друг другу.
если говорить об освоении сценической речи, то каковы проблемные зоны в этой сфере?
Занятия по вокалу, речи и движению в курсе обучения идут отдельно. Поэтому у студентов зачастую возникает диссонанс: они не могут полученные знания и навыки в себе соединить. Чтобы проработать этот разлад в голове, педагогам важно установить договоренность. Потому сейчас фокус смещается на междисциплинарность. Кроме того, сегодня важно правильно мотивировать студентов. Они должны понимать, какой конкретный результат получат, если сделают так или по-другому. Как только они его увидят, то продолжат работать над собой.
какие особенности региональной театральной педагогики всплывали на тренингах?
Педагогика очень консервативна. С одной стороны, это хорошо: важно понимать, откуда мы идём, на чём стоим. Но в регионах с трудом приживаются новые тенденции. Педагогу сложно поменять свою систему координат: если он работал определённым способом 15 лет, и это имело результат, то почему вдруг необходимо искать новый метод? — Но люди меняются, приходят новые студенты, и надо «быть в теме». Медики повышают или подтверждают квалификацию каждые пять лет, а педагоги нет. Безусловно, у нас другая специфика, но важен принцип обновления системы.
Есть и другая особенность. Если в западной театральной школе учат технологиям, то в русской передаётся личный опыт. Но помимо субъективного опыта в театральном и педагогическом процессах есть глобальные изменения, за которыми важно следить, чтобы соотносить с ними свой метод и постоянно повышать уровень.
что можно сделать для улучшения коммуникации педагогов?
Нужно создавать площадки для живого педагогического общения, чтобы делиться опытом, наработками и технологиями. Это позволит людям, преподающим один предмет (например, сценическую речь), встретиться и понять, что мы находимся в одной связке и все вместе отвечаем за текущий педагогический процесс. Поэтому прошедшая на Брусфесте конференция очень важна, ведь благодаря ей знания растекаются по регионам, и там запускается развитие.