в рамках фестиваля-конференции пройдут занятия по сторителлингу, драматургии и современной хореографии. почему этим направлениям уделено наибольшее внимание?
Они самые востребованные. Когда в конце прошлой лаборатории мы провели дискуссию и выявили приоритеты, эти направления оказались самыми желанными и раритетными.
каким образом документальный театр с его методами дает мощный толчок театральному образованию?
Сегодня состояние мира требует от всех бесконечной учебы. Человек не становится профессионалом, единожды окончив вуз. Ситуация меняется быстро. Если не самосовершенствоваться, можно скоро оказаться в культурной изоляции, среди людей, потерявших дух времени. Сейчас стратегия выживания в профессии предполагает междисциплинарность: театроведы становятся менеджерами, драматурги — режиссёрами. А документальный театр — междисциплинарная практика, предполагающая, что артист и режиссёр выступают журналистами и, в каком-то смысле, драматургами.
какие методы документального театра больше всего востребованы в актёрском образовании?
Основной метод — это вербатим. Он отчасти похож на наблюдение, традиционную дисциплину, которую проходят на первом курс. Но наблюдение пассивно: предполагается, что актёр наблюдает за людьми «в замочную скважину», а потом воспроизводит эту реальность в сценическом этюде. Современный же театр в дискуссии «артист: автор или исполнитель» абсолютно однозначно отвечает, что это автор, у которого есть права и обязанности. Вербатим как раз предполагает участие в жизни, ведь актёр активно взаимодействует с донором информации, договаривается с ним о границах. Это делает искусство осознанным и ответственным, а артист превращается из исполнителя, разыгрывающего ситуацию по чужим лекалам, в автора-художника, готового войти в частную жизнь человека, нарушить её и сделать предметом искусства. Вербатим заставляет людей взрослеть, и это видно по тем курсам, которые им занимались.
вербатим формирует некий слепок с человека. разве это не упрощает процесс создания образа, тем самым нанося ущерб образованию?
Любые современные методы важны, когда они дополняют все остальные. В традиционной методике актёр создает образ, в вербатиме — копирует, пытается синхронизировать свой организм с жизнью другого человека, соотнести себя с другим. Эта задача усложняется, если актеру попадается человек с противоположными взглядами. Также остается проблема отбора информации, формирования и точности высказывания, появляется чувство ответственности за героя и свою работу: не уйти в карикатуру или пародию, не допустить снисходительной оценки. Невозможно свести художественную задачу вербатима к созданию копии реальности. Это наивно.