ИСКУССТВАМ ВАЖНО ЖИТЬ В КОНТАКТЕ
блиц-интервью с литературным критиком валерией пустовой
валерия пустовая.
фото: молли таллант
Литературный критик и кандидат филологических наук Валерия Пустовая прочитала на фестивале-конференции Брусфеста «Актёрское образование. Апгрейд. Педагоги — Педагогам» лекцию о современной российской литературе, после чего рассказала Медиацентру о том, что литературная среда может сегодня предложить театру.
зачем нужна современная литература?

Читая её, лучше понимаешь, в каком времени живёшь, что за люди ходят вокруг, что у них и у тебя в голове. Если игнорировать современные книги, начнёшь отставать от времени, будешь его бояться. А время неизбежно настигает каждого. Уж лучше повернуться к нему лицом, сблизиться через искусства: литературу, театр, кино. Как ни отворачивайся, всё равно будешь в нём жить, только не осознавая, что ты в современной литературе герой Сенчина и Данилова. Осознанно быть их героями как-то легче. Тогда хотя бы знаешь, где выход.

А ещё литература позволяет работать с личными сюжетами. Конечно, про любовь можно читать и у классиков, но мучает чувство: вдруг сейчас всё по-другому? Хочется посмотреть на современного человека, переживающего то, что тебя волнует.

стоит ли говорить о современной литературе на конференциях для театральных педагогов?

Сейчас в театре есть запрос на актуальные сюжеты и актуальных героев. Их в современной литературе много — не нужно садиться и выдумывать, всё уже написано, причём в разных жанрах. Почему бы не воспользоваться таким ресурсом?

Вообще поход в другие искусства плодотворен. В своё время я заинтересовалась современным театром и увидела, как он борется с театральностью, с наносным слоем старых приёмов. В литературе происходит то же самое, она борется с литературностью. Мне театр показал ключи к открытости и поиску. Это вдохновляет. Искусствам важно жить в контакте.

современная проза открыта к интерпретации?

Пожалуй, только современная проза ей и поддаётся в полной мере. По ней, в отличие от классики, нет канонических работ, устоявшегося мнения. Не нужно прорываться сквозь инерцию школьных сочинений. Все современные писатели только твои: критики в них ничего, балбесы, не понимают, юзеры на LiveLib всё не так написали… Режиссёру остается только самому открыть книгу и начать ставить.

театр переносит действие книг на сцену, открывает их с новой стороны. для литературы это важно?


В театре всегда возбуждает заинтересованность, живой контакт. Приятно знать, что есть люди, для которых литература может быть свежим материалом. Иначе сидишь в своем болоте, зажравшись, и думаешь: «Ну выпустил очередной писатель очередной роман, и что? Видали мы такого в премиальных списках», — когда подобные настроения одолевают, хорошо посмотреть на примелькавшиеся в дискуссиях имена и книги глазами тех, кто ищет лучшее и перспективное не для галочки в списках, а для творческой работы.


текст: алиса литвинова
Made on
Tilda