ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ
Отзыв о спектакле «Пограничное состояние», поставленном Юрием Квятковским и Мастерской Брусникина совместно с эстонским театром Vaba Lava
«Пограничное состояние» — часть кураторской программы литовского драматурга и режиссёра Марюса Ивашкявичуса «Люди переломного периода». Тема этого проекта — изменения, которые произошли с жителями двух приграничных городов после распада СССР.
Прежде, чем начался спектакль, его авторы Юрий Квятковский и Ксения Перетрухина немного рассказали о том, как он создавался. Первоначальный замысел сильно отличается от того, что получилось в итоге, — реальность внесла свои коррективы. Подлинные истории жителей Ивангорода и Нарвы оказались более острыми и драматургически насыщенными, чем предполагалось. В рамках программы «Люди переломного периода» на сцене нарвского театрального центра Vaba Laba идёт версия этого же спектакля с эстонскими актёрами. Сначала авторы хотели соединить две постановки с помощью телемоста, но от этой концепции пришлось отказаться по техническим причинам.

Сценическое пространство разделено на части: в зоне фотостудии актёры являются собой (злятся на толпы людей в московском метро, делятся друг с другом своими мыслями на различные темы), а в зоне озвучивания с помощью вербатима перевоплощаются в жителей приграничных городов. На экран позади актёров транслируются видеозаписи произносимых монологов, снятые в аутентичной обстановке. Благодаря этому реальность перетекает в зал и захватывает зрителя.

До распада СССР в 1992 году российский Ивангород и эстонская Нарва были одним населённым пунктом, распложенным на разных берегах реки. Граница разделила не только земли, но и людей: теперь у родных братьев, живущих под одной крышей, разное гражданство, а бабушка ждёт совершеннолетия внуков, чтобы они смогли приехать с того берега к ней в гости. Произошедшие перемены каждый воспринимает по-своему. Одним не нравится более благополучная Нарва, другие мечтают, чтобы в Ивангороде для туристов благоустроили хотя бы набережную. Не все приняли случившееся до конца. Разлом здесь не только социальный и политический, он – в сознании.
Автор: Полина Шерстенёва
Фото: Глеб Кузнецов

Made on
Tilda