ЗАБЫТЬ СВОЁ ЭГО
Рецензия на спектакль Светланы Ивановой-Сергеевой и Эдуарда Боякова «Человек.doc. Олег Кулик. Игра на барабанах»
13 ноября в рамках Международного фестиваля-мастерской «BRUSFEST» на основной сцене театра «Практика» прошёл спектакль об известном концептуалисте Олеге Кулике, об истории ошибок и (не)возможности их исправления. О том, какой была эта постановка, — в рецензии Медиацентра фестиваля.
Работа режиссёров Светланы Ивановой-Сергеевой и Эдуарда Боякова «Олег Кулик. Игра на барабанах» была частью проекта «Человек.doc», который включал в себя реальные истории о жизни известных людей. Это единственный спектакль проекта, который продолжает играться спустя много лет после выпуска.

Действие моноспектакля начинается с показа видео. Так мы знакомимся с Олегом Куликом, человеком, о котором через несколько минут продолжит рассказывать актёр на сцене. На видео звучит философская история о двух просвещенных и человеке, который к ним пришёл. Сначала зрителю непонятен услышанный рассказ, но после просмотра спектакля становится ясно, что он зарифмован с ключевой идеей — отказом от эгоизма.

Для постановки режиссёры использовали технику вербатим. На сцене не представлено ярких декораций, наоборот всё очень сдержанно и минималистично: полотно для трансляции видео, проектор и стул. Единственный исполнитель играет без грима, одетый в повседневную одежду. Так режиссёры добиваются предельного внимания к главному герою и его речи.

Спектакль проходит в форме длинного монолога, причём исполнитель, Антон Кукушкин, на протяжении постановки разговаривает почти шёпотом, лишь иногда повышая звук своего голоса. Из-за этого создаётся впечатление, будто вы находитесь с этим человеком один на один и вступаете с ним в диалог. К тому же, в самом начале Антон вышел на сцену из зрительского зала, как один из зрителей, их хороший знакомый. Все эти детали делают атмосферу в зале очень дружеской, открытой и искренней.

В основе сюжета лежит реальная история жизни, рассказанная художником-таксидермистом Олегом Куликом. На его примере режиссёры поднимают тему человеческого эго и того, как оно может повлиять на судьбу человека. Олег Кулик большую часть своей жизни горел идеей создания личного проекта и для моральной и физической помощи ему требовался помощник. В какой-то момент он потерял такого человека и воспринял это как предательство. Передавая прямую речь героя, авторы спектакля дают зрителя увидеть за словами Олега болезненную правду — что причиной разлуки двух людей стало вовсе не предательство, а самолюбие и завышенная самооценка самого Кулика.

Спектакль рассказывает о внутренней жизни героя, его мыслях и переживаниях. Ярко и пылко, используя жесты и мимику, актёр заставляет зрителя разделить чувства Олега Кулика, который сильно переживает случившееся и погружается в размышления. Поиск ответов он старается найти с помощью восточных практик. Мы наблюдаем, как человек переосмысляет сам себя, фиксируем его внутренние изменения.

Для режиссёров было важно передать определённый человеческий характер, воссоздать на сцене темперамент Олега Кулика, потому что по первоначальной задумке на сцене должен был быть он сам. Но благодаря режиссёрскому подходу и актёрской игре Антона Кукушкина зрителю становится понятен яркий и сильный характер Олега.

Постановка закольцовывается видео, в котором герой играет на барабанах. Так появляется отсылка к названию спектакля. Олег своей игрой продолжает общение с людьми. Ведь с помощью музыки человек может отразить свою душу, целиком отдаваясь мелодии, и этим задеть душу другого человека. «Следует забыть своё эго, и тогда люди к вам потянутся» — эти слова Олега Кулика становятся главным посылом спектакля.
Автор: Екатерина Петрова
Фото: Erarta.com
Made on
Tilda