почему вы решили ставить спектакль про птиц?
Александра Мун: Во время пандемии у людей появилось свободное время, и они занялись тем, что называется «birdwatching» — наблюдение за птицами. Художник Ксения Перетрухина и её семья тоже купили прозрачную кормушку, стали следить за теми, кто туда слетается, и вдохновляться. Так и зародилась идея спектакля.
Лёша Лобанов: Религия сформировала представление о человеке как о центре Вселенной, будто всё остальное — посредственное. Но изучение животных доказало, что у них тоже есть эмоции и душа. Современная философия отрицает, что человек — венец творения. Напротив, стало принято считать, что граница между людьми и животным не железобетонная. Мы решили поговорить об этом.
правда ли, что птица — символ души человека?
Л.Л.: Прежде всего, это христианский символ: в виде голубя изображается Святой Дух. Есть и более древние традиции изображения души человека как птицы. Но у этого образа существуют и негативные коннотации. Можно вспомнить подвиг Геракла, когда он боролся со Стимфалийскими птицами [в древнегреческой мифологии хищные птицы, обладавшие медными клювами, крыльями и когтями; они пожирали урожай и поедали людей — прим. ред.]. На этих ассоциациях мы воспитаны, поэтому их нельзя игнорировать.
А.М.: В «Грозе» Островского есть знаменитый монолог Катерины: «Почему люди не летают, как птицы?» — Человек всё время стремится летать, и считается, что душа тоже не ползает по земле, а способна от неё оторваться.
действительно ли мы так похожи на птиц?
А.М.: Человек способен поставить себя на место другого, интерпретируя его мысли, действия и чувства. Наблюдая за птицами, мы можем понять что-то про себя. Похожи ли мы на них? — До конца не ясно. Мы не знаем, насколько отличаемся, это знание находится вне нашего внимания. Но мы все живые существа, и это главное.
Л.Л.: Сейчас настал период, когда человек вынужден пересмотреть свое отношение к природе, иначе быстро наступит плачевный исход. Возьмите ситуацию с глобальным потеплением. Пятнадцать лет назад мы не замечали никаких предупреждений, казалось, что всё нормально. Экологи писали про уменьшение озонового слоя, но никто не обращал на это большого внимания. А сегодня глобальное потепление уже не отрицается. Ксения Перетрухина ездила на остров, где находится большой коралловый риф и видела, что он умирает. С птицами происходят похожие вещи. Мы не замечаем, но их биоразнообразие уменьшается. Остаётся много ворон, а большинство птиц не могут встроиться в мир, изменяемый человеческой деятельностью.