ДОСЛОВНЫЙ ПОРТРЕТ МОСКВЫ
Рецензия на спектакль Никиты Кобелева «Москва. Дословно»
Фестиваль Брусникина в Новой Третьяковке, проходивший 10 ноября, завершился показом спектакля Никиты Кобелева «Москва. Дословно». Эта постановка выросла из экзамена первого курса Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе и уже вошла в репертуар сцены на Сретенке театра им. Маяковского.
Режиссер документального спектакля «Москва. Дословно» Никита Кобелев рисует на сцене портрет города и обращает внимание зрителя на подлинную жизнь столицы. Постановка основана на частных историях москвичей разных возрастов, поколений и социальных слоёв. Она даёт срез общества и среды, в которой живут москвичи, попутно поднимая волнующие их остросоциальные вопросы. Актёры передают прямую речь героев с помощью вербатимов, в которых прослеживается отношение рассказчиков к жизни вообще и, особенно, к московской.

Спектакль был создан студентами недавно открывшейся в ГИТИСе Мастерской Миндаугаса Карбаускиса. Режиссёр и педагог Никита Кобелев дал юным актёрам задание поговорить с самыми разными жителями Москвы. В результате, работа, представленная первокурсниками на экзамене, выросла в полноценный спектакль, который вошёл в репертуар театра им. Маяковского.

В постановке появляются двадцать два героя: студентки факультета дизайна, продавщицы с рижского рынка, подростки на станции метро, бабушки на скамейке у подъезда… Спектакль сложился из личных разговоров с ними, поэтому собеседники были честны и откровенны, а в их историях чувствуется драма и боль. Драматургия постановки строится таким образом, что монологи то дополняют друг друга, то сменяют настроение и задают новый тон повествования. При этом режиссер не просто показывает панораму образов, но говорит об актуальном: где-то иронично намекает на проблемы современности, а где-то прямо и метко указывает на болевые точки общества.

Для оформления спектакля были использованы фотографии Антона Акимова. Он снимал разные районы Москвы, и его кадры, проецируемые во время действия за спинами рассказчиков, служат дополнением произносимых монологов. Эти фотографии становятся полноценной частью постановки. Они показывают взаимосвязь человека с конкретным местом Москвы и раскрывают влияние на героя окружающей его среды.

Никита Кобелев проводит две линии повествования, чтобы постепенно от рассказа о бытовой жизни представителей разных социальных слоев перейти к монологам о болезненных проблемах, с которыми сталкиваются жители Москвы. Вербатимы передают настроение общества, раскрывают мысли и чувства как тех, кто ежедневно стремится к лучшей жизни в столице, так и тех, кто уже не пытается ничего менять, а хочет лишь выжить в непростых московских условиях.

Каждый персонаж, от имени которого рассказывается монолог, позволяет увидеть Москву с нового ракурса. Зритель сопереживает художнику, которого арестовали в переходе, и слышит историю пожилой супружеской пары, в чьей семье ещё остались советские настроения. Одинокая иностранка рассказывает, как фальшивы и наиграны улыбки многих русских и почему людям сложно признаться в своих проблемах. Все эти истории честно показывают московскую повседневность, вытесняя мифы о жизни в столице. У зрителя создается ощущение прогулки по городу, настолько точно переданы характеры персонажей, любого из которых можно встретить за несколько минут пути до метро.

Основная задача спектакля – исследование современной Москвы, на которую актёры смотрят глазами её рядовых жителей. Постановка дословно воспроизводит рассказы героев, передавая конфликт и драму каждого человека, ведь все достойны внимания к своей судьбе.

Автор: Анастасия Костикова
Фото: Владимир Яроцкий

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website