ЕВГЕНИЙ ГАНЗБУРГ.
СВЕТ В ТЕАТРЕ
фестиваль-конференция «актёрское образование. апгрейд. педагоги — педагогам». день 1
евгений ганзбург
фото: валерия новокрещенова
14 октября на фестивале-конференции Брусфеста «Актерское образование. Апгрейд. Педагоги — Педагогам» прошла лекция «Свет в театре». Её прочитал художник по свету Евгений Ганзбург, работавший над световыми партитурами к спектаклям Дениса Бокурадзе, Александра Баргмана, Фарида Бикчентаева, Юрия Бутусова, Камы Гинкаса, Владимира Золотаря, Георгия Исаакяна, Тимофея Кулябина, Юрия Муравицкого, Анатолия Праудина, Павла Сафонова, Вениамина Фильштинского, Дмитрия Чернякова, Генриетты Яновской и других режиссёров.
Основные тезисы лекции записала волонтёр Медиацентра Катерина Муругова. Полная запись лекции доступна на странице фестиваля в Facebook.
(Часть 1 и Часть 2).

· Свет есть практически всегда. Бывают спектакли без декораций. Без музыки. Без текста. Но почти никогда без света (так или иначе). И полной темноты на сцене почти никогда не бывает.

· У сценического света много функций. Первая из них (и, наверное, важнейшая) — видимость. Наверное, процентов 90 информации человек получает благодаря зрению. Когда-то люди думали, что глаза испускают лучи, которые «ощупывают» наблюдаемые объекты и возвращаются в глаза. Сейчас мы знаем, что всё работает немного по-другому. При этом источники лучей света находятся вовсе не в глазах.

· Театральный свет создаёт не просто видимость. Это избирательная, акцентированная видимость. Любой зритель смотрит глазами осветителя. Задача осветителя сделать так, чтобы зритель смотрел именно туда, куда нужно, видел именно то, что нужно для развития, для движения спектакля.

· Свет прямо воздействует на эмоции зрителей. Эмоциональная насыщенность спектакля — одна из важнейших задач театрального освещения. Цвет и направление света влияют на эмоции зрителей. Эта функция сближает свет с музыкой.

· Свет создаёт на сцене разнообразные иллюзии — увеличивает пространство до бесконечности. Обозначает время суток и время года.

· Не всегда нужно, чтобы были видно все детали оформления и все нюансы мимики актёра. Есть и задачи общей выразительности. Иногда свет и сам по себе — действующее лицо.

· Свет проявляет все предметы, объекты на сцене. Выявляет их телесность, реальность, объём, фактуру. Свет проявляет или трансформирует и само пространство, и воздух сцены. Но нельзя забывать, что для того, чтобы свет работал, он должен на что-то упасть. Именно поэтому иногда необходим сценический туман.

· Свет не бывает без теней. Тени важны, как и свет. Без теней нет объёма. Свет без них плоский и бессмысленный. С ними надо работать так же тщательно, как и со светом.

· Объем достигается не только за счёт теней, но и за счёт сочетания теплого и холодного света.

· Свет объединяет всё на сцене.

· Свет четырёхмерен — его работа на сцене прямо связана с темпом и ритмом спектакля.

· Свет — чистая энергия.

· Свет — дыхание сцены.

евгений ганзбург
фото: валерия новокрещенова
функции света в театре:

· видимость
· фокус внимания
· создание иллюзий (пространства и времени);
· выявление объемов и фактур;
· организация темпо-ритма.
· В драматическом театре и театре кукол свет задает энергию, темп и ритм спектакля. В музыкальном театре функция света ограничена, так как музыка берёт на себя главную роль и определяет темпо-ритмическую составляющую.

· Свет — инструмент режиссёра даже в большей степени, чем сценографа.

· Нам часто важнее определить, когда и как быстро меняется свет, чем что именно меняется — это понятно почти автоматически.

· Важнее смысл, а не красота. Когда свет осмыслен, он не может быть уродливым.

· Работа свето-режиссёра над спектаклем должна начинаться как можно раньше. Желательно до того, как появилось оформление. Вернее, одновременно с тем, как рождается идея спектакля и его сценография.

· Важнейший инструмент свето-режиссёра — коммуникация. Любой спор о решении того или иного спектакля можно разобрать. Для этого нужно уметь договариваться с режиссёром, сценографом, директором театра. Без навыка общения свето-режиссёр никто.

· Осветительный прибор должен быть лёгким, надёжным, ярким. Способным плавно и без скачков менять яркость, автоматически менять цвет, форму, направление луча, не нагреваться, никогда не ломаться, не «перегорать» и потреблять как можно меньше электроэнергии. Хорошо бы ещё быть недорогим. Светодиодные приборы хотя бы отчасти (но не во всём) приближаются к идеалу. Так что от них нам никуда не деться.

· Как говорил замечательный художник по свету Владимир Лукасевич: «Свет – это динамическая коммуникативная среда». Это правда.

что почитать по теме?
(список евгения ганзбурга)

Н. Горчаков. Оформление спектакля. Основы театральной техники

М. Келлер. Этот фантастический свет

В. Лукасевич. Магия света

Д. Исмагилов, Е. Древалёва. Театральное освещение

Н. Извеков. Свет на сцене

Л. Шкап. Световое оформление спектакля


текст: катерина муругова
Made on
Tilda