КАК Я ВЫЖИЛА: КАТЯ, 31 ГОД
точка: новая школа в раменках
куратор: актриса зоя меньшова
драматург: тоня яблочкина

команда спектакля «город. разговоры».
фото: ксения князева
что видят зрители

На первый взгляд, Катя из тех, кого называют «победительница по жизни». Она красивая, ухоженная, упрямая и уверенная в себе, всегда настроенная на достижение результата. Тем интереснее контраст внешности с тем, о чём героиня рассказывает. В истории «как я выжил» Катя открывает свою нежную и ранимую сторону. Не жалея себя, она будто бы с разбегу ныряет в самые болезненные воспоминания прошлого, разбирая, как и почему в её жизни начался период саморазрушения — и что помогло его остановить.

Мы будто бы присутствуем на сеансе психотерапии. Расставание родителей, собственная измена партнёру, несчастливые отношения, попытка справиться с трудностями с помощью секса, насилие, изматывающая и доводящая до нервного срыва работа… В какой-то момент Катя поняла, что своим поведением наказывает себя за однажды совершённую ошибку — и за все последующие, которые та первая спровоцировала. Выходом этого из болезненного цикла стал переезд в Петербург, позволивший героине прислушаться к себе и своим чувствам. Тогда же в её жизнь вошла ещё одна практика, ставшая терапевтической, — кулинария.

Выбранная для рассказа локация связана как раз с выходом из травмы. Куратор истории Зоя Меньшова нашла кулинарную студию в Новой школе в Раменках. Изначально планировалось сдвинуть вместе два больших стола, посадить зрителей рядом с рассказчицей и задать тон честного личного разговора за чашкой чая с тортом. Когда показ перенесли в онлайн, концепция поменялась, но это не помешало настоящей душевной встрече.

Собравшиеся в зуме зрители проживали вместе с Катей острое нежелание быть использованной. На обсуждении многие делились собственным опытом выстраивания личных границ и борьбы за то, чтобы не потерять себя. История героини запустила волну, напомнившую групповую терапию: показала, как важно озвучивать свои переживания перед людьми, готовыми услышать и оказать поддержку.

После спектакля Катя встретилась со зрителями во дворе Новой школы и раздала всем по кусочку приготовленного накануне торта «Красный бархат». Все столпились вокруг лавочки, обсуждая кулинарные рецепты и продолжая делиться своими историями выхода из абьюзивных отношений.

сцена из спектакля «город. разговоры».
фото: ксения князева

голос куратора: зоя меньшова

Элина и Борис [создатели проекта «Город. Разговоры» Элина Петрова и Борис Павлович — прим. ред.] перед поиском героев давали кураторам наставления: «Когда вы услышите свою историю, вы это поймёте». Так и случилось. Я выбрала Катю, потому что в её рассказе многие моменты перекликались с моей жизнью.

Когда мы искали локацию, нам хотелось, чтобы была уютная, ламповая обстановка, будто сидишь на кухне и болтаешь с друзьями. Сначала обсуждали вариант снять квартиру, но потом вспомнили о кулинарных мастерских. Тогда же Катя рассказала мне ещё одну часть истории, которую до этого не озвучивала: как она встречала Новый год в кулинарной студии. Так место закольцевалось с рассказом, и получилось круто.

Проект обнаружил, насколько часто в Катиной жизни что-то случается и как она на это реагирует. Мы уже собрали историю — и тут новое событие. С самой первой встречи и до сих пор появляются примеры того, как Катя живёт в гармонии со своим внутренним голосом. Недавно ей предложили вернуться на работу, которая когда-то спровоцировала нервный срыв, и теперь она хочет ещё раз принять этот вызов.

Мне в рассказе Кати было интересно всё, я много спрашивала и уточняла, а ведь у зрителей нет возможности сидеть и общаться несколько часов. Поэтому работать над сюжетом нам помогла драматург Тоня Яблочкина. Она выслушала монолог и помогла выстроить его структуру.

Я ждала, что история Кати будет созвучна зрителям и каждый по возможности найдёт в ней важное для себя — вспомнит, отрефлексирует. Слушая её на прогоне, я в один момент обнаружила у себя на глазах слёзы — хотя мне известно, что будет рассказано. Понятно, что история в первую очередь терапевтична для самой Кати, но я рада, что она затронула и слушателей.
сцена из спектакля «город. разговоры».
фото: ксения князева

героиня катя

Я люблю новые проекты и мероприятия, связанные с театром. Когда мне скинули пост о поиске героев для «Города. Разговоров», я подумала, что случайности не случайны, и откликнулась. Мы с Зоей не были знакомы, но я ехала на встречу с уверенностью, что её заинтересует мой рассказ и она выберет меня. Не знаю, почему это так работает.

Я благодарна этому проекту за возможность донести свой опыт до людей, которые узнают в нём себя. Очень важно, чтобы зрители понимали: выход есть. Всегда можно себя понять, полюбить и простить. Мне самой это знание помогает двигаться дальше.

Несмотря на то, что показ перешёл в зум, идея достучаться до других сработала: люди откликнулись, им было что рассказать в ответ! Мы стали единым сообществом, поддерживали друг друга. И я рада, что это случилось в кругу девочек. Раньше я любила компании мальчишек, а сейчас понимаю, насколько ресурсна женская энергия.

Участие в проекте уже отразилось на моей жизни. Я увидела, что моя история у многих откликается, почувствовала одобрение не только от семьи. Мы начали общаться с Зоей, да и вообще я получила много классных знакомств. Мой кругозор стал шире, и я чувствую общую энергию от других героев, чьи истории слышала на прогоне. Фестиваль открывает новые границы и новых людей — это круто. Здесь я ещё лучше поняла, что двигаюсь в том направлении, в котором нужно.

видеозапись рассказа кати и его обсуждения

текст: ксения князева
видео: анастасия юханова
редактура: мария крашенинникова-хайт
концепция: анна юсина

Made on
Tilda