голос куратора: анастасия пронина
Мы с Настей не были знакомы раньше. Чтобы найти героя, я написала пост в Фейсбуке — и моментально посыпались предложения от разных людей. После встреч с потенциальными участниками я советовалась с Борисом Павловичем и Элиной Петровой, как выбрать одного. Борис сказал, что выбор надо делать сердцем, оно подскажет. И я выбрала Настю. Меня зацепила её история: оказалось, что мы связаны через того человека, о смерти которого она рассказывает. Для меня он тоже не был чужим.
По концепции спектакля пространство рассказа должно быть связано с самой историей или являться значимым для героя местом. Выбирать его нужно было в спальном районе — более бытовом, привычном для зрителей пространстве. Нам постоянно не везло с локацией: в нашей истории есть референс к приготовлению блинов, и мы искали заведения общепита, но не могли там договориться о проведении спектакля из-за ограничений в связи с пандемией. В итоге, мы нашли квартиру, и я счастлива, что получилось именно так. Здесь ощущается уют, и история оказывается более камерной. Мне нравится, что это не квартира самой Насти, а новое для неё пространство, где она не может полностью расслабиться.
Над текстом мы работали вместе: я пыталась его структурировать, найти логику и выстроить драматургию рассказа. Для героя истории всё кажется важным, но я понимаю, что где-то текст приходится сокращать. Я подготовила рыбу, в которую встраивались Настины слова. Все корректировки мы делали вдвоём, я всегда советовалась с героиней, следила, чтобы ей было удобно. Настя не актриса, поэтому наши отношения строились не по вертикали, я не могла ей указывать, что делать. Мы должны слышать друг друга, и я оставляла ей определённую свободу.
Для Насти этот проект — шаг к пониманию себя, к преодолению проблем, о которых она говорит. Она смогла ещё раз прожить и пережить свою историю, снова справиться с этой ситуацией. Я отдаю себе отчёт в том, что Настя — живой человек, она реагирует на обстоятельства. Зрители, которые слышат её рассказ, тоже заставляют её меняться.
В проекте «Город. Разговоры» герои делятся своими историями, потому что не могут молчать. И в этом они гораздо интереснее профессиональных актёров, привыкших к возможности говорить публично. Кроме того, далеко не каждый актёр готов вести себя естественно и не бояться выглядеть смешным — им сложно принять себя такими, какие они есть. Обычно режиссёры знают, что артист умеет, и пользуются только этой его стороной. А автор проекта Борис Павлович занимается исследованием человека, ему интересна реальная личность. Поэтому мы работаем с живым человеческим материалом. Это гораздо сложнее, но и гораздо интереснее.