В ПРОСТРАНСТВЕ
ПОСТДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
Обзор публичных показов финальных проектов
«Лаборатории постдокументального театра»
Михаила Патласова

В один из первых дней фестиваля «BRUSFEST» в пространстве Новой Третьяковки прошёл показ выпускных работ «Лаборатории постдокументального театра», куратором которой выступил Михаил Патласов. Одновременно свои работы представили шестнадцать творческих групп. Медиацентр фестиваля рассказывает, как это проходило.
Зритель попадал в пространство, где он мог выбрать себе показ по душе. На первом этаже одновременно работали четыре комнаты с различными спектаклями и инсталляциями, а на втором задействованы несколько точек в фойе и одно закрытое помещение. В них представлены разные по формату работы, объединённые общей темой экологии. Творческие группы подходили к освещению проблемы не прямолинейно – каждая выделила один аспект и работала над его раскрытием.

Так, усилиями режиссёра Клары Ягодинской и композитора Кирилла Хабитуева появилась инсталляция, посвящённая зоопарку. На подиум в центре комнаты был поставлен макет горы, куда поднимались игрушечные животные. Во время этого на одну стену проецировался текст о неоднозначности зоопарков, а на соседнюю – резонансные новости по этому вопросу.

В соседнем пространстве «Группа 13» показала, как выглядит мир под нашими ногами. Пока на стене демонстрировалось видео, снятое с позиции «взгляд с земли», под ногами зрителя лежали чёрно-белые фотографии травы и дорожный настил, адаптированный под настоящую траву. Под звуки голоса, читавшего о микроорганизмах, которые содержатся в почве, создатели проекта напоминали: «Смотри под ноги!»

Весь день можно было стать участником экологической встречи, организованной режиссёром Юрием Сорокиным. В закрытой комнате с несколькими предметами — зеркалом, вентилятором, фикусом в горшке и двумя стульями — проводились беседы либо перформансы на тему экологии с использованием подручных предметов.

Во второй половине дня Оксана Погребняк обратилась в своей работе к проблеме переработки и нерационального использования бумаги.

В конце дня в одной из комнат состоялась премьера документального фильма Евгении Кочарыгиной «Родник». В нём женщина, живущая в подмосковном городе Мытищи, рассказывала историю своего района, не связывая онкологические заболеваний соседей с расположенным поблизости мусорным полигоном. Даже зная о возможности умереть, она не собиралась покидать дом, где выросла.

Параллельно с этим на втором этаже Новой Третьяковки участницы лаборатории Марина Блинова и Алина Шклярская предлагали поучаствовать в спектакле «для интровертов». Специально для показа они создали мобильное приложение, где с помощью QR-кода зритель мог выбирать, в какой роли он будет выступать –природы, человека или зрителя. Затем «природа» и «человек» садились напротив друг друга и выполняли задания: сфотографировать собеседника, сыграть партию в карты, сказать что-то друг другу. А зритель наблюдал, как в каждом случае выстраивались отношения между природой и человеком.

В двух больших пространствах второго этажа работы больше походили на спектакли. Несколько показов прошли в месте, обозначенном как «помещение А». Там рассказали о технике Киншаса, о секретах гармонии накопительства, сравнили использование людей с использованием пластиковых изделий. Затем разыграли пост-документальную фантазию о небезызвестной Грете Тунберг. По сюжету активистку схватили два молодых человека, выражавших мнение большинства скептиков, что девочка – чей-то большой проект. Так это или нет, актёры пытались выяснить, чередуя зачитывание злобных комментариев с подобием допроса.

Ещё несколько работ были представлены в фойе второго этажа. В одной экспозиции с точки зрения экологии сравнивали эпоху СССР с сегодняшним днём. Авторы работы хотели понять, стали ли люди иначе относиться к потреблению? В другом проекте вёлся рассказ от лица использованных вещей, где их история переплеталась с историей их хозяев. Также в фойе можно было послушать документальную оперу о воде, составленную из публицистических и научных статей. Наконец, участники лаборатории создали спектакль о чистоте во всех её проявлениях – в доме, в использовании вещей и продуктов, в душе и отношениях.

На один день западное крыло Новой Третьяковки превратилось в интерактивное пространство, наполненное проектами об экологии и обсуждением связанных с нею проблем. В стихийно возникавших показах каждый зритель мог найти именно ту работу, которая повлияет на его экологические взгляды и привычки.

Автор: Алена Волкова
Фото: Владимир Яроцкий

Made on
Tilda