ТЕОРИЯ ШЕСТИ РУКОПОЖАТИЙ
Рецензия на спектакль «Быть может, все драконы»
бельгийской театральной компании «BERLIN»

9 и 10 ноября на фестивале «BRUSFEST» прошли показы спектакля «Быть может, все драконы», созданного бельгийской театральной компанией «Berlin». За один сеанс постановку могли посмотреть всего тридцать зрителей, причём каждый из них видел свой индивидуальный спектакль.
Авторы концепции проекта «Быть может, все драконы» Барт Баалэ и Ив Дегриз предлагали каждому зрителю услышать пять из тридцати монологов реальных людей. В постановке нет актеров и сцены, все высказывания засняты на камеру. Свои истории герои рассказывают с тридцати экранов, расположенных по периметру пространства спектакля. Все монологи, кроме одного, правдивы. Какой вымышлен, – неизвестно.

Бельгийский спектакль строится вокруг идеи того, что всё в мире взаимосвязано. Согласно теории шести рукопожатий каждый человек на планете соединён с любым другим не более чем пятью общими знакомыми. Герои постановки призваны доказать эту теорию. Это обычные, но очень непохожие друг на друга люди — жители разных уголков планеты, разнообразных профессий, интересов и возрастов. О себе они рассказывают на родных языках. Для удобства зрителей каждый монолог сопровождается субтитрами. И постепенно, с каждой новой историей мы начинаем улавливать сходства, перекрещение судеб рассказчиков. При этом сами становимся участниками возникшей цепочки.

В своей постановке создатели объединили несколько медиаприёмов. Пространство, где происходит спектакль, представляет собой закругленную деревянную конструкцию — своего рода модель мира. По периметру распределены большие экраны, напротив каждого из которых стоит стул для одного зрителя. Они расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы человек, смотрящий в свой экран, мог видеть то, что происходит на экранах слева и справа. Тем самым, спектакль позволяет зрителю стать полноправным участником коммуникации.



Рассказчик с экрана управляет вниманием смотрящего. Например, он может предложить взглянуть на соседний экран или громким голосом привлечь к себе внимание соседних зрителей. Маршрут каждого смотрящего индивидуален, но он включает в себя только пять историй. Героя первой встречи зритель может выбрать самостоятельно, список остальных «остановок» станет известен после первого монолога. Он будет прописан на карточке, которую собеседник с экрана предложит взять со стола.

Несмотря на то, что живой встречи зрителя с исполнителем не происходит, всё равно чувствуется эффект присутствия говорящего. Все монологи длятся равное количество времени. Они смонтированы таким образом, чтобы люди с экранов вступали в диалог друг с другом, обращали внимание на собеседника или кого-то из других выступающих, рассказывали о соседнем персонаже, замолкали или, напротив, громко привлекали внимание персонажей с других экранов — и продолжали одну общую историю. Такое взаимодействие добавляет спектаклю динамики.


Сторителлинг — основной прием, использованный сценаристами. Каждая история индивидуальна, но определенные фрагменты можно понять лучше, если соединить информацию, полученную с нескольких экранов. Спектр тем, раскрытых в монологах, очень широк: это и исследование языка тела профессором из Англии, и личная история девушки из Японии, которая выбрала жизнь в затворничестве и не покидает комнату уже больше семи лет, и рассказ московского журналиста с особенностями памяти о попытках научиться забывать.


В рассказе всех персонажей, вступавших в общение «один на один» со зрителем, прослеживается общая идея взаимосвязи и взаимодействия. Спектакль «Быть может, все драконы» поднимает множество частных и общественных проблем, раскрывает переживания героев, показывает, что мы — люди, а значит, можем понять других людей, способны друг друга слышать и сообща менять мир к лучшему.

Автор: Анастасия Костикова
Фото: Владимир Яроцкий

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website