ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОПЕРА
В РОССИИ
«что, где, когда» по документальной опере
Сцена из спектакля «Мельников. Документальная опера»,
реж. Анастасия Патлай, драматург Нана Гринштейн
Фото: afisha.ru
Сегодня система автокоррекции в смартфонах и компьютерах считает ошибкой написание, например, таких слов, как «постдраматический», «перформанс», «автокоррекция». Таким же неопознанным объектом является для театрального мира документальная опера. Но любой словарь пополняем.

что такое документальная опера?
взлом памяти архитектуры и слова // дешифровка // совокупность волн

Документальная опера работает с бытовыми предметами, словами и документами, в первую очередь, как со звуковой волной. Объект, попавший в зону видимости конкретной док. оперы, подвергается дешифровке, опознанию и переложению на язык музыки. Так, либретто для проекта драматурга Наны Гринштейн и режиссера Анастасии Патлай «Мельников. Документальная опера» было составлено из дневниковых записей, писем и других свидетельств, охватывающих 67 лет жизни и творчества архитектора-авангардиста Константина Мельникова. Впервые обнародованные личные переживания творца были помещены в вокальную партитуру, созданную по законам атональности. Парадоксальным образом, благодаря складывающейся какофонии и кажущейся дисгармонии звука, передавалось ощущение ежедневных переживаний, страхов, борьбы обычного человека.

Док. опера тесно взаимодействует с памятью. Памятью места, слова, архитектурного произведения. Информация и чувства, которые были когда-то закодированы и помещены в объект, взламываются — происходит разгерметизация предметного мира, а точнее памяти, которую он хранит. Ритмом для музыкальной партитуры оперы «Мельников» стал рисунок изразцов знаменитого дома Мельникова. Шеллинговское «Архитектура — это застывшая музыка» приобрело здесь чрезвычайную актуальность и смысловую прямоту.

В основу произведения искусства закладывается и эмоциональный опыт художника. Так, музыкальному исследованию, основанному на предмете, зафиксировавшем реальность, на время непосредственного воспроизведения музыки удается восстановить «опыт», заключенный, например, в доме Мельникова.

На данный момент нет дат этого спектакля.


Видеозапись спектакля «Мельников. Документальная опера»,
реж. Анастасия Патлай, драматург Нана Гринштейн
Видео: канал
cinemarrow
где происходит действие документальной оперы?
на зоне отшельничества // между // в нише

«Я женюсь после ста лет. А разве без жены нельзя? Дети ведь живут? Я по-детски жить хочу» — так звучит отрывок записи одного из многочисленных душевнобольных свияжской психиатрической больницы. Это часть либретто оперы Александра Маноцкова «Сны Иакова или Страшное место». Сама лечебница расположилась в Успенском монастыре села Свияжск (остров в республике Татарстан) после прекращения работы здесь исправительно-трудовой колонии в 1953 году. А летом 2017-го года была показана опера Маноцкова и открытое свияжское небо вновь принимало людские боль и слезы, воспоминания о погибших во времена репрессий и войны. В данном случае поводом для оперы стала территория, где происходили и происходят значимые события.

Документальная опера рождается в тылу человечества, проникает в ниши исторической боли и несправедливости. Местом для постановки док. оперы может стать как завод (перформанс «Мистерия высокого давления», реж. Юрий Квятковский), музей («Мельников. Документальная опера», реж. Анастасия Патлай), электростанция («ГЭС-2 опера», реж. Всеволод Лисовский), так и стены театров. Исследуя промежуток между землёй и небом, опера озвучивает всё, что попадается на пути. От исполнителей вокальной партитуры зачастую требуется высокая техническая подготовка и обладание большим звуковым диапазоном. Человеческий голос может звучать механически, а музыкальный инструмент быть солистом («Галилео. Опера для скрипки и ученого», реж. Борис Юхананов). В инструментальной партитуре упомянутого выше «Страшного места» Маноцкова задействованы аккордеон, валторна и дудки, характерные звуки которых передавали неформулируемую тревогу и пробуждали минувшие страхи.

На данный момент нет дат этого спектакля.

Сцена из спектакля «Сны Иакова или Страшное место».
(Музыка, либретто, постановка: Александр Маноцков)
Фото: zhivoygorod.io
когда появляется документальная опера?
когда иначе невозможно // после освенцима

Первая опера с либретто по документальному тексту — «Дневник Анны Франк» Григория Фрида, созданная в 1969 году. 230 страниц дневниковых записей еврейской девочки, вынужденной прятаться в убежище от нацистов во времена Второй Мировой войны и погибшей в концлагере Берген-Бельзен, были сокращены до 13 страниц и вплетены в оперное полотно. Будучи областью документального театра, док. опера отходит от интерпретаций. Когда звуки рвутся наружу объекта, желая быть услышанными, появляется опера. Подобно технике реди-мейд в изобразительном искусстве, документальная опера заявляет, что скрип мела по доске в сочетании с человеческим голосом — это красиво. Более того — это важно. Живые слова жертвы Холокоста под дисгармоничную музыку звучат страшно. Они вновь и вновь приводят героиню к смерти, напоминая слушателю о былой реальности. Опера Григория Фрида шла на подмостках провинциальных театров во времена СССР, будучи востребованной на Западе. В 2017 году Мстислав Пентковский поставил оперу в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

На данный момент нет дат этого спектакля.



Сцена из спектакля «7самураев»
(реж.Сергей Чехов)
Фото: Андрей Кокшаров
Исторически оперу породила буржуазия, верхние слои общества. Документальный театр же начинал как искусство андеграунда, но постепенно став мейнстримом современности. Когда два направления соединились, документальная опера смогла услышать голос низов, различить шорохи в темных переулках и предоставить их слушателю. Но произведения, созданные в поле документальности, зачастую краткосрочны, так как шрамы имеют свойство заживать.

В этом году на Брусфесте будет представлена документальна опера Сергея Чехова «7самураев». Она продолжит историю док. оперы и представит ещё одно её направление — генеративную оперу, когда современные программы обработки звука в режиме реального времени превращают в музыку произнесённые на сцене слова.


материалы по теме:

1. Давыдова М. Ю. Новый театральный завет — Театр. №19, 2015г.

2. Ковальская Е. Г. Доверительное управление — Сеанс, 2013

3. Райкова-Мерц Е. От политического театра Пискатора к театру реальных людей Rimini Protokoll — Петербургский театральный журнал, 2019

4. Опера во флигеле — Музыкальный журнал, 2017

5. Пархомовская Н. И. Документальный театр: вымысел или реальность? — Петербургский театральный журнал, 2019

6. Патласов М. Г. Документальный театр сдает позиции — Театрал, февраль 2013)

7. Черемных Е. «Страшно место» пусто не бывает

8. Матвиенко К. Н. Опыт нового гуманизма — МИТ-инфо, 2015

9. Тарнопольский В. В. Феномен нового музыкального театра — Журнал Общества теории музыки, 2015

текст: саша д.
Made on
Tilda