РАСШИРИТЬ МИР ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ
блиц-интервью с художником по свету евгением ганзбургом
евгений ганзбург. фото: валерия новокрещенова
Художник по свету Евгений Ганзбург прочитал на фестивале-конференции Брусфеста «Актёрское образование. Апгрейд. Педагоги — Педагогам» лекцию «Свет в театре», после чего рассказал Медиацентру о своём видении театрального образования и о роли света в нём.
Тезисы лекции можно найти по ссылке.
нужно ли проводить конференции для педагогов по театральному образованию?

Конечно! Я очень рад, что такая встреча состоялась. Педагоги узнают новое и расскажут своим ученикам. А те придут в профессию более подготовленными, не будут разбивать себе лбы и, владея ремеслом, быстрее достигнут мастерства. Чем больше будет таких встреч, тем лучше. Я с радостью приму в них участие.

если бы вы приехали на подобную конференцию, что вам было бы важно услышать?

Мне интересно всё, что связано с театром. Новые идеи, новые технологии. Каждый день что-нибудь появляется: мультимедиа, дополненная и виртуальная реальность, системы интеграции различных постановочных средств. Это даёт огромные возможности при осмысленном использовании. Театр меняется, это хорошо, а мы вслед за Константином Треплевым ищем «новые формы».

почему нужно рассказывать педагогам про свет?

Сценический свет — отличный инструмент режиссёра. Но часто нет понимания, какие возможности он даёт, для чего нужен, как с ним работать, чего можно ждать. Необходимо эту лакуну заполнить. Обучая режиссёров и сценографов, да и театроведов тоже, я бы давал им возможность работать два, три года в цехах постановочной части театра.

Я сам учился в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) в Ленинграде, это детский театр, где мы все играли на сцене и профессионально работали в цехах. Это давало объемное понимание театра, расширяло наш мир до бесконечности.

евгений ганзбург. фото: валерия новокрещенова
свет преображает пространство. нужно ли учить актёра работать с изменённой средой?

Актёров нужно учить пониманию того, что мы все делаем общее дело, что сценическая среда важна для воздействия на зрителей и неслучайна. Дисциплинированности. Точности. В последние годы с этим стало лучше.

Иногда актёру может быть некомфортно, свет может быть резким, слепить. Важно разговаривать, убеждать, иногда менять собственные решения. Впрочем, это чаще бывает в музыкальном театре, где балет должен уверенно двигаться, солисты оперы должны видеть дирижёра, а оркестранты — ноты. И в цирке, где неточный свет может создать угрозу жизни.

как в последнее время меняется театральное образование?

Постепенно становится лучше. Динамичнее, бодрее. То есть актёров и режиссёров давно и много учат везде. А вот хороших руководителей постановочной части, начальников цехов, техников было не найти. В Москве всё неплохо — давно есть ТХТК, Школа-студия МХАТ. А в регионах на этих должностях часто случайные люди — без образования, без понимания процесса и технологий. Сейчас наконец возникло понимание нужности высшего и среднего специального образования работников постановочной части. Оно начинает появляться. Например, в Санкт-Петербурге в Школе «Шоу Консалтинг» мы регулярно принимаем людей из разных регионов России, и не только России, на курсы переподготовки и повышения квалификации. Это замечательно. Выпуская спектакли в разных городах, я встречаю наших выпускников, многие из которых очень успешны. Сейчас мы вынуждены проводить занятия онлайн. И это даже неплохо, так как раздвигает географию.


текст: алиса литвинова
Made on
Tilda