Идея создания спектакля родилась в мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, где Светлана Землякова преподаёт сценическую речь. Часть студенток так увлеклась упражнениями по изучению говора, что они переросли в создание конкретных образов. После окончания института режиссер предложила девушкам развить эскизы в полноценный спектакль.
В работе над постановкой использовались материалы сборника «Русская деревня в рассказах ее жителей», отрывки из романа Олега Павлова «Асистолия» и аудиозаписи, собранные сотрудниками Института Русского языка. То есть постановку нельзя отнести к чистому жанру verbatim. По словам самой Светланы Земляковой, ««Бабушки» — это не встреча с конкретным прообразом, а его сочинение, несмотря на то, что импульс в спектакле очень конкретный и документальный».
Спектакль идет без антракта, который был бы неуместен, потому что действие настолько захватывает зрителя, что исчезает ощущение времени. Рассказы и песнопения шести бабушек-наседок, сидящих на длинной скамье и то галдящих наперебой, то затихающих от смущения перед молодым журналистом, целиком погружают зрителя в деревенскую повседневность. Это очень непривычный для городского жителя опыт.
Постановка раскрывает шесть непростых женских судеб, шесть трепетных историй и шесть сильных характеров, упакованных в потрепанную временем одежду и поношенные валенки. Истории бабушек звучат молодыми голосами, которые актрисы прячут в распевные интонации и забавный говор. Какие они, эти героини?
— Представьтесь, пожалуйста!
— Нина Никифоровна Шмотина.
Перед нами миниатюрная женщина с огромным сердцем, воспитавшая троих приемных детей. «Не родные ведь, а как почитают…», — и на лице сверкнула слеза. В этих словах главное счастье всей жизни. Играющая Нину Никифоровну актриса Надежда Лумпова снайперски попадала в образ душевной, трепетной, весёлой и вместе с тем сильной женщины-берегини.
Ирина Латушко передаёт образ старушки Анны Николаевной Покуевой благодаря тонкому, каллиграфическому подражанию мимике пожилого человека. Без грамма грима актриса показывает возрастное лицо. За ним — гармоничное отражение судьбы женщины-мачты и ранимой проповедницы-философа, в сверкающих глазах которой вся боль обреченности мироздания.
За бабушкой Прасковьей Дмитриевной Дурыниной практически невозможно рассмотреть актрису Инну Сухорецкую. Она являет собой чистый проводник, транслирующий неувядающую женскую кокетливость, говорливый оптимизм и искренний юмор, несмотря на тяжёлую судьбу вдовы с тремя детьми на руках.
По авторской задумке в деревне встречаются молодой мужчина и шесть пожилых женщин. Интервьюер и информанты. В этой встрече раскрывается противопоставление нынешнего инфантильного поколения, способного в лучшем случае рассуждать о высоких материях, и таких простых и вместе с тем невероятно глубоких и сильных характеров жительниц русских деревень.
В спектакле перед нами раскрываются уже не бабушки, а яркие, пёстрые бабочки, прячущиеся в коконы из потертых одежд, нелепых валенок и трогательных варежек.