каковы современные методики преподавания танца для актёров?
Условно можно выделить два подхода. Первый — это зафиксированные наборы упражнений, выполняя которые, человек приобретает мобильность, улучшает качество движений и своё физическое присутствие в пространстве. Например, занятия классическим танцем или другими сформировавшимися танцевальными жанрами. Второй — более индивидуальный подход. В нём работа идёт скорее с набором концепций и задач, чем с повторением зафиксированных форм. Форма остаётся важна, но она возникает как одномоментный результат процесса, в котором человек находится прямо сейчас. Например, так я работаю в Мастерской Брусникина, где преподавание телесных перформативных практик не ограничивается нашими занятиями, а продолжается в переносе телесных идей в работу с текстом, голосом и высказыванием.
сейчас всё большую популярность набирают пластические спектакли. в чём их преимущество? почему не получается то же самое донести словами?
Хочется сразу высветить неестественность самого противопоставления слова и движения. Слово — это вибрация, которую производит наше тело. Она так же телесна, как и движение. Если же говорить о популярности, то её сейчас приобретают даже не сколько пластические спектакли, сколько тенденция к объединению слова и действия. Игровой театр всё больше присваивает себе хореографические наработки, а танцевальный — драматические. Перформативные опыты и идеи также набирают популярность. Авторы спектаклей просто возвращают естественность состояния, когда человек на сцене и действует, и двигается, и танцует, и говорит, и молча наблюдает.
обучение современному танцу — долгий процесс, а вы на конференции провели с участниками лишь четыре встречи. что можно успеть донести за этот период?
На своих мастер-классах я стараюсь работать так, чтобы в конце осталась целостная картина того, как можно относиться к телу, движению, высказыванию, партнерству, присутствию и психофизике. Важно эти темы подкреплять конкретными упражнениями и нашим совместным опытом практики и рефлексии. Мне ценны такие соединения, и я рад, что на конференции у нас с участниками были и длинные прямые разговоры о театре, телесности, современности, преподавании, и многочасовые практические сеты.
А про встречи... Сколько бы их ни было, всегда будет недостаточно и всегда ровно столько, чтобы успеть передать что-то ценное и целостное.